УДК: 334.7:[338.124:338.2]+339.13:658.16
ББК: У291.931-21
Гурджиян В.Л., Михайлов Р.Э.
Направления реструктуризации системы маркетинга в антикризисной программе организации
Ключевые слова: маркетинг, кризис, реструктуризация, антикризисная программа, проверка гипотез, антикризисное управление
В современных быстро меняющихся рыночных условиях от организаций, желающих быть конкурентоспособными, требуются гибкость и быстрота реагирования на происходящие изменения в рыночной среде. Высокий динамизм рыночной среды приводит к учащению количества кризисов в организациях. В связи с этим для успешного выхода из кризиса необходимо составление грамотной антикризисной программы, позволяющей с минимальным ущербом выйти из кризисного положения. В антикризисной программе важную роль играют положения, посвященные маркетингу, которые являются отправной точкой разработки остальных функциональных направлений реструктуризации (производство, финансы, персонал).
Цель исследования – разработка технологии реструктуризации системы маркетинга в рамках формирования антикризисной программы организации в условиях реактивной модели кризис-менеджмента.
Научная новизна исследования заключается в выработке концептуальных подходов к реструктуризации маркетинговой составляющей антикризисной программы.
Материалы и методы. Основными материалами для проведения исследования были опубликованные научные труды, результаты маркетинговых исследований и данные статистических сборников. В работе были использованы следующие методы: анализ и сравнение.
Результаты исследования. Выявлена необходимость внедрения элементов антикризисного управления в систему менеджмента организации. Сформированы основные ошибки компаний в кризисной ситуации, среди которых отмечается игнорирование изменений или долгое реагирование, бездумное сокращение расходов, снижение клиентоориентированности, отсутствие плана действий. Предложена программа мероприятий по реструктуризации системы маркетинга в антикризисной программе по элементам комплекса маркетинга: клиент, продукт, цена, продвижение, сбыт. Представлен фрагмент антикризисной программы с учетом выявленных проблем по элементам маркетинга.
Выводы. В результате исследования представлена технология проведения реструктуризации системы маркетинга в условиях кризисного развития организации. Предложенные методы могут быть использованы в реактивной модели антикризисного управления. Разработанная хозяйствующими субъектами, находящимися в условиях кризиса, антикризисная программа позволит своевременно и безболезненно устранить факторы кризиса. В дальнейшем данная методика может быть транслирована на иные функциональные области деятельности (производство, финансы, персонал).
Литература
- Доля продаж через интернет в общем объёме торговли [Электронный ресурс]. URL: https://www.fedstat.ru/indicator/50236.
- Зуенкова Ю.А. Антикризисный маркетинг в условиях неопределенности экономической и политической ситуации // Практический маркетинг. 2022. № 3(300). С. 3–8. DOI: 10.24412/2071-3762-2022-3300-3-8. EDN VUKPVI.
- Мониторинг селлеров маркетплейсов [Электронный ресурс]. URL: https://datainsight.ru/DI_Monitoring_of_Sellers_2024_1.
- О финансовых результатах деятельности [Электронный ресурс] // Росстат: сайт. URL: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/34_10-03-2023.html (дата обращения: 02.02.2024).
- Сулл Д.Н. Почему хорошие компании терпят неудачу и как выдающиеся менеджеры их возрождают: пер. с англ. М.: Альпина Бизнес Букс, 2004. 214 с.
- Трофимова В.В. Маркетинг в антикризисном управлении // Экономика, управление и право в современных условиях: межвуз. сб. ст. Тольятти: Ин-т судебной строительно-технической экспертизы, 2022. Т. 43. С. 80–85. DOI: 10.51608/23104392_2022_43_80. EDN GYGEGZ.
- Черненко В.А., Шведова Н.Ю. Антикризисное управление. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2024. 465 с.
- Чиркина И.А. Антикризисный маркетинг и управление в малом бизнесе: тенденции и перспективы // Инновационная наука. 2024. № 3-2. С. 131–134. EDN FQRAMB.
- Щур Е.А. Ребрендинг как инструмент антикризисной маркетинговой программы // Пути повышения эффективности управленческой деятельности органов государственной власти в контексте социально-экономического развития территорий: материалы VII Междунар. науч.-практ. конф. (Донецк, 6–7 июня 2023 г.). Донецк: Донецкая академия управления и государственной службы, 2023. С. 259–261. EDN KWMRYQ.
Сведения об авторах
- Гурджиян Владимир Львович
- кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента и маркетинга, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары (vladim_leo@mail.ru; ORCID: https://orcid.org/0000-0002-1262-0579)
- Михайлов Роман Эдуардович
- студент IV курса, экономический факультет, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары (romeosport02@mail.ru; )
Ссылка на статью
Гурджиян В.Л., Михайлов Р.Э. Направления реструктуризации системы маркетинга в антикризисной программе организации [Электронный ресурс] // Oeconomia et Jus. – 2024. – №3. – С. 32-41. – URL: https://oecomia-et-jus.ru/single/2024/3/4/. DOI: 10.47026/2499-9636-2024-3-32-41.