Архив за год:2023 номер 3 статья 2

DOI: 10.47026/2499-9636-2023-3-11-24

Аркадьева О.Г., Петрова М.А.

Оценка финансовых результатов исполнения консолидированных бюджетов субъектов РФ

Ключевые слова: региональный бюджет, сбалансированность бюджета, профицит, дефицит, консолидированный бюджет, доходы бюджета, расходы бюджета, налоговые доходы, межбюджетные трансферты

В условиях усугубляющегося дефицита финансовых ресурсов и изменения приоритетов в распределении бюджетных ресурсов вопросы управления сбалансированностью консолидированных бюджетов субъектов РФ приобретают особую актуальность.

Цель данного исследования – проанализировать формирование финансового результата исполнения консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации во время периодов экономического спада и подъема, а также выделить негативные и позитивные стороны формирования дефицита регионального бюджета.

Материалы и методы. Основным методом исследования выступил ретроспективный анализ формирования финансового результата исполнения консолидированных бюджетов субъектов РФ.

Результаты. В статье изучаются негативные и позитивные причины дефицита бюджета, анализируется динамика финансового результата исполнения консолидированных бюджетов субъектов РФ за период 2013–2022 гг.; рассматривается динамика агрегированного дефицита (профицита) бюджетов субъектов РФ; изучаются особенности формирования финансового результата исполнения бюджета регионов-доноров и дотационных регионов.

Выводы. Дефицит бюджета не всегда является негативным явлением, так как он может свидетельствовать о том, что в бюджете увеличиваются расходы на образование, здравоохранение, социальную политику, стимулирование и поддержку развития бизнеса, что приводит к повышению качества жизни в регионе и улучшению социально-экономического положения. Каждый регион потенциально может столкнуться с дефицитом бюджета в результате его кассового исполнения во время экономического спада, и чаще всего дефицит бюджета отражает кризисные явления в экономике страны, так как у регионов снижаются собственные доходы и существенно возрастают расходы. Во время кризисных явлений с дефицитом бюджета сталкиваются не только дотационные регионы, но и регионы-доноры.

Литература

  1. Бюджет [Электронный ресурс] // Министерство финансов Республики Татарстан: офиц. сайт. – URL: https://minfin.tatarstan.ru/budget.html (дата обращения: 07.05.2023).
  2. Бюджет [Электронный ресурс] // Министерство финансов Чувашской Республики: офиц. сайт. URL: https://minfin.cap.ru/action/activity/byudzhet/ (дата обращения: 07.05.2023).
  3. Доклад о повышении долгосрочной финансовой устойчивости и самостоятельности бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований. 2022 [Электронный ресурс] // Комиссия государственного совета РФ по экономике и финансам. URL https://dokladmbo.ru/dokladmbo2022.pdf (дата обращения: 07.05.2023).
  4. Захарова Е.Н., Золотухина И.В., Чистова М.В. Проблемы реализации социальной политики в бюджетно-дотационных регионах // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2021. № 5(55). С. 58–63.
  5. Какие регионы стали лидерами и аутсайдерами по изменению доходов бюджета [Электронный ресурс]. РБК Инвестиции: офиц. сайт. URL: https://www.rbc.ru/economics/27/01/2023/63d13f919a794760cc833b9c (дата обращения: 07.05.2023).
  6. Классификация субъектов Российской Федерации по группам долговой устойчивости [Электронный ресурс] // Министерство финансов Российской Федерации: офиц. сайт. URL: https://minfin.gov.ru/ru/perfomance/public_debt/subj/klass/ (дата обращения: 07.05.2023).
  7. Ханина Е.В. Оценка долговой устойчивости регионов Приволжского федерального округа [Электронный ресурс] // Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. 2021. № 3(67). URL: https://eee-region.ru/article/6714.
  8. Andreeva E.I., Bychkov D.G., Feoktistova O.A. Rating of the Russian Regions by the Effectiveness of Social Support. Russ. Econ. Dev., 2022, vol. 33, pp. 36–44. DOI: https://doi.org/10.1134/S1075700722010026.
  9. Claeys P., Ramos R., Suriñach J. Fiscal sustainability across government tiers. Int Econ Policy, 2008, vol. 5, pp. 139–163. DOI: https://doi.org/10.1007/s10368-008-0112-1.
  10. Nikolov P., Pasimeni P. Fiscal Stabilization in the United States: Lessons for Monetary Unions. Open Econ Rev, 223, vol. 34, pp. 113–153. DOI: https://doi.org/10.1007/s11079-022-09664-8.
  11. Savchishina K.E. Modern problems and development prospects of the Russian budgetary system. Russ. Econ. Dev., 2017, vol. 28, pp. 648–657. DOI: https://doi.org/10.1134/S1075700717060119.

Сведения об авторах

Аркадьева Ольга Геннадьевна
кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов, кредита и экономической безопасности, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары (knedlix@yandex.ru; ORCID: https://orcid.org/0000-0003-4868-2365)
Петрова Мария Андреевна
студентка III курса экономического факультета, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары (mashapetrova2002@gmail.com; )

Ссылка на статью

Аркадьева О.Г., Петрова М.А. Оценка финансовых результатов исполнения консолидированных бюджетов субъектов РФ [Электронный ресурс] // Oeconomia et Jus. – 2023. – №3. – С. 11-24. – URL: https://oecomia-et-jus.ru/single/2023/3/2/. DOI: 10.47026/2499-9636-2023-3-11-24.